Поделюсь опытом

Проверочная работа по  окружающему миру
4 класс  IV четверь
1.     Сделай рисунок строения растения. Подпиши его части.





2.     Сделай рисунок строения клетки живого организма. Подпиши его части.




3.     Напиши, какое значение имеет скелет.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

4.     Соотнеси год и век. Напиши, какие события произошли в эти годы:
988 год-…….век. _____________________________________________________
1240 год-……век._____________________________________________________
1380 год-……век._____________________________________________________
1492 год-……век._____________________________________________________

5.     Напиши, какие из этих полезных ископаемых используют при строительстве, а какие- как горючее.
Каменный уголь, песок, гранит, нефть, мрамор, природный газ, известняк, мел, каменная соль.
Строительные- ______________________________________________________
Горючие- ___________________________________________________________

6.     Нарисуй и раскрась государственный флаг России.

Урок по литературному чтению
Во 2 классе
«Законы фольклорных жанров. Загадки народные и авторские»
Учитель: Голоднова М.Н.

Цели и задачи:
- формирование представлений о загадках как о жанре фольклора и о законах их конструирования;
- формирование умения  применять литературный прием –метафору- для создания поэтического образа загадки;
- развитие умения сравнивать народные и авторские загадки, создание условий для наблюдения за проявлением в них логики;
- формирование нравственной позиции по отношению к  истории русской культуры;
- развитие умения работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронном носителе), использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.

Ход урока:
1.     Орг.момент:
- Первый ряд сядет, когда услышит потешку, второй- начало сказки, третий-п ословицу: « В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь…», «Проворонила ворона вороненка», «Сорока-белобока кашку варила, деток кормила…», «Не учись разрушать, учись строить».
2. Подготовка к восприятию нового материала:
-Как можно одним словом назвать эти тексты, которые вы только что услышали? ( фольклор или жанры фольклора)
- на доске несколько предложений: «Шесть мышат в шалаше шуршат», «Шила тапку- сшила шапку», « Сидит девица в темнице, а коса на улице», «Белые бараны били в барабаны».
- Что лишнее? Почему ? (Все скороговорки, а одна- загадка).
- для чего нужны скороговорки? (это разминка для языка)
- проведем разминку: первый ряд проговорит быстро 1 скороговорку, вторй- вторую, третий- третью.
- а теперь проговорите быстро загадку! ( это задание для загадки не подходит, т. к. ее надо разгадать, найти отгадку)
- правильно. Для чего же нужны загадки? (загадка- для ума зарядка)
- Уточним тему сегодняшнего урока: загадки.
- Сегодня на уроке вы не просто встретитесь с загадками, а проведете расследование, что это такое, из чего они состоят, и даже сами станете авторами загадок. Расследование начинается! Что же означает слово «Загадка»?
3. Работа по теме урока.
- Катя Т. ( В народной речи «загадать» значит задумать, замыслить, предложить что-либо неизвестное для отгадки…)
- Расследование продолжает Милена. ( Презентация «Народные загадки»)
- что поможет вам отгадать первую загадку ? приводится сравнение звезд с цветной карамелью, которая рассыпана по небу. Как называется такой поэтический прием? Похож на сравнение, но нет слов «как карамель», то есть сравнение скрытое. Слово «Звезды» замещается словами «Горошек цветной карамели». Это интересный, но сложный прием, его надо учиться видеть.
- понаблюдаем за 2 загадкой «Цветное коромысло над рекой повисло» это радуга).
-  Что помогло вам найти отгадку? Слово «Радуга» заменяется словами «Цветное коромысло». Заменим это словосочетание словом –отгадкой и все сразу становится понятно. Радуга- это цветное коромысло. Кстати, а что значит слово «коромысло»? ( это старинное слово, означает предмет для переноса двух ведер воды)
- что заметили в этой загадке? Тоже есть скрытое сравнение. Предмет не просто сравнивается с другим, а полностью его замещает. Называется такой поэтический прием «Метафора».
- понаблюдайте за другими народными загадками и найдите в них метафоры. «Скатерть бела все поле одела», «Под соснами, под елками лежит мешок с иголками», «Сидит девица в темнице, а коса на улице».
- итак, что помогает создать народную загадку? Литературный прием – метафора.
4. Физ.минутка.
Приплыли тучи дождевые:
- Лей, дождь, лей!
Додинки пляшут, как живые:
- пей, рожь, пей!
И рожь, склоняясь к земле зеленой,
Пьет, пьет, пьет…
А теплый дождик неугомонный
Льет, льет, льет
-
5. Продолжение работы по теме урока.
- Наше следствие в разгаре! Жизнь не стоит на месте, все течет и изменяется. Но и сегодня люди продолжают составлять и загадывать загадки, но все чаще нам известен автор загадок. Почему? Для чего составляют загадки сегодня и какие авторы их составляют …свое исследование провела Женя.
- Женя Г. Авторские загадки.
- откройте учебник на стр.3 (Свиридова В.Ю., Чуракова В.А.. Литературное чтение: учебник для 2 класса в 2 частях. Часть 2-я).
- Перед вами авторские загадки Елены Благининой. Прочитайте их и най    дите правильные ответы.- разгадки.
- что поможет вам найти правильный ответ? (прием скрытого сравнения)
- найдите в этих загадках метафоры (работа в парах): коньки- серебряные кони; сосулька- серебряный кинжал; печка- Федора)
- стр.4 опознайте странных животных, которые загаданы в народных загадках.
- Что общего между народной и авторской загадками? (используется метафора)
- Какие загадки легче отгадать? (авторские) Почему? ( в них содержится подсказка, в которой говорится о назначении данного предмета, а в народной подсказок нет).
- В чем еще различие авторской и народной загадок? (авторская загадка не изменяется с течением времени, а народная может быть загадана по-разному, т.к. передается «из уст в уста»
- и в завершение нашего расследования давайте попробуем составить свои загадки, и вы тоже станете авторами. Какой план составления загадки вы могли бы предложить? (загадать предмет- что/кто; определить, на что он похож, подобрать метафору- на что похоже?; определить его назначение- для чего нужен?)(План на экране, предметные картинки на доске) работа в группах.
Заслушиваются загадки, составленные детьми.
6. Обобщение
- что нового вы узнали о загадке?
- какой литературный прием помогал вам разгадывать и составлять загадки?
- где в повседневной жизни вам может пригодиться знание этого приема и умение составлять загадки?
 7. Итог.







Комментариев нет:

Отправить комментарий