понедельник, 10 октября 2011 г.

Задания первого тура IX Всероссийского интеллектуального марафона учеников-занковцев

Русский язык и литературное чтение
Прочитай тексты.
ЧТО ТАКОЕ ПАДАЮЩИЕ ЗВЁЗДЫ?
            Падающие звёзды вспыхнут на считанные секунды, мелькнут на небесном своде и мгновенно исчезнут… Большая часть их представляет собой мельчайшие частицы, оставшиеся после пролетевшей кометы. Эти крупинки твердого вещества в бесчисленном множестве движутся в межпланетном пространстве. Взлетая на огромной скорости в земную атмосферу, они разогреваются от трения и сгорают, их след мы и видим на тёмном небе. Такое явление называется метеором, или падающей звездой. Иногда наша планета встречается с целым роем подобных тел, и тогда в атмосфере возникает метеорный поток. Это происходит ежегодно, когда Земля пересекает орбиту исчезнувшей кометы, и метеорные потоки появляются в результате распада кометных ядер. В разгар звездного дождя можно ежечасно видеть десятки метеоров, вылетающих как бы из одной точки.
***
Мне звезда упала на ладошку. Я её спросил:
«Откуда ты?» «Дайте мне передохнуть немножко.
Я с такой летела высоты»
А потом добавила, сверкая,
 Словно колокольчик прозвенел:
«Не глядите, что невелика я.
Может быть великим мой удел.
Вам необходимо только вспомнить,
Что для вас важней всего на свете.
Я могу желание исполнить,
Я все время занимаюсь этим».
« Знаю я, что мне необходимо,
Мне не нужно долго вспоминать.
Я хочу любить и быть любимым,
Я хочу, чтоб не болела мать.
Чтоб на нашей горестной планете
Только звезды падали с небес,
Были все доверчивы, как дети,
И любили дождь, цветы и лес.

Чтоб траву косой, как встарь, косили.
Каждый день летали до луны.
Чтобы женщин на руках носили.
Не было болезней и войны.
Чтобы дружба не была обузой,
Чтобы верность в тягость не была,
Чтобы старость не тяжелым грузом-
Мудростью бы на сердце легла.
Чтобы у костра, пропахнув дымом,
Эту песню тихо напевать
А еще хочу я быть любимым,
И хочу, чтоб не болела мать»
Говорил я долго, но напрасно.
Долго, слишком долго, говорил.
Не ответив мне, звезда погасла.
Было у неё немного сил…

Александр Дольский



***
1.      а)  Что общего у прочитанных тобой текстов? Назови одну черту.
б)  Что различного? Назови одну черту.
       2.  а) Отметь знаком * словосочетания:
Исчезнувшая комета; планета вращается; движущийся метеор; падающая звезда; Земля пересекает.
           б) подчеркни среди них то, которое обозначает несуществующее в природе явление, т.е. употребленное в тексте в переносном значении.
       3. какой художественный прием положен в основу стихотворения А.Дольского? Выбери правильный ответ из предложенных:
а) сравнение; б) преувеличение; в) олицетворение; г) контраст.
Поясни свою точку зрения.
        4. В стихотворении звезда готова выполнить желание героя.
а) почему ей это не удаётся?
б) назови 3 произведения, в которых волшебный герой выполняет желание другого героя. Укажи авторов этих произведений.
        5. Что можно сказать о герое стихотворения: каким человеком ты его представляешь? Подчеркни в стихотворении строки, подтверждающие твою точку зрения.
         6. Исключи «лишнее» слово, поясни своё решение:
а) меня, её, мне, вас;      б) планета, межпланетный, планетарий, планету.
         7. Определи орфограмму, общую для каждого ряда слов. Подчеркни  её в словах. Допиши по два слова на эту же орфограмму.
- сердце, напрасно, звёздного;             - частицы, мельчайшие, хочу;
- немножко, чтоб;                                  - сгорают, бесчисленном, погасла.



Математика
1.      Рассмотри рисунок. В 1986 году комета Галлея в последний раз находилась от Земли на наименьшем расстоянии. В каком году расстояние между Землёй и кометой Галлея снова должно стать наименьшим? (рис.1)
2.      Три брата как то вечером отправились считать падающие звёзды. На вопрос, сколько звезд насчитал каждый из них, они ответили: «Вместе мы насчитали 42 падающие звезды. При этом средний брат насчитал в два раза меньше звезд, чем старший и младший вместе, а старший насчитал в три раза больше, чем младший». Сколько падающих звезд насчитал в тот вечер каждый из братьев?
3.      Рассмотри рисунок. Из скольких треугольников состоит звезда? Какого вида эти треугольники (остроугольные, тупоугольные, прямоугольные, равнобедренные)?





 






Окружающий мир
1.      а) Назови ближайшую к Земле звезду.
б) Перечисли признаки этой звезды, которые ты можешь наблюдать (в графе «Данные наблюдений)
в) Приведи научные данные, которые расходятся с твоими наблюдениями (в графе «Научные данные»)
Примечание: количество строк в таблице дано с избытком.

Данные наблюдений
Научные данные









 2.Мы видим свет солнца и свет луны. Можно ли сказать, что они светят собственным светом? Поясни.
 3. а) Почему частицы комет не падают на землю? Подчеркни ответ в тексте.
    б) Сделай вывод о роли атмосферы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий