Русский язык и литературное чтение
Прочитай тексты.
ЧТО ТАКОЕ ПАДАЮЩИЕ ЗВЁЗДЫ?
Падающие звёзды вспыхнут на считанные секунды, мелькнут на небесном своде и мгновенно исчезнут… Большая часть их представляет собой мельчайшие частицы, оставшиеся после пролетевшей кометы. Эти крупинки твердого вещества в бесчисленном множестве движутся в межпланетном пространстве. Взлетая на огромной скорости в земную атмосферу, они разогреваются от трения и сгорают, их след мы и видим на тёмном небе. Такое явление называется метеором, или падающей звездой. Иногда наша планета встречается с целым роем подобных тел, и тогда в атмосфере возникает метеорный поток. Это происходит ежегодно, когда Земля пересекает орбиту исчезнувшей кометы, и метеорные потоки появляются в результате распада кометных ядер. В разгар звездного дождя можно ежечасно видеть десятки метеоров, вылетающих как бы из одной точки.
***
Мне звезда упала на ладошку. Я её спросил: «Откуда ты?» «Дайте мне передохнуть немножко. Я с такой летела высоты» А потом добавила, сверкая, Словно колокольчик прозвенел: «Не глядите, что невелика я. Может быть великим мой удел. Вам необходимо только вспомнить, Что для вас важней всего на свете. Я могу желание исполнить, Я все время занимаюсь этим». « Знаю я, что мне необходимо, Мне не нужно долго вспоминать. Я хочу любить и быть любимым, Я хочу, чтоб не болела мать. Чтоб на нашей горестной планете Только звезды падали с небес, Были все доверчивы, как дети, И любили дождь, цветы и лес. | Чтоб траву косой, как встарь, косили. Каждый день летали до луны. Чтобы женщин на руках носили. Не было болезней и войны. Чтобы дружба не была обузой, Чтобы верность в тягость не была, Чтобы старость не тяжелым грузом- Мудростью бы на сердце легла. Чтобы у костра, пропахнув дымом, Эту песню тихо напевать А еще хочу я быть любимым, И хочу, чтоб не болела мать» Говорил я долго, но напрасно. Долго, слишком долго, говорил. Не ответив мне, звезда погасла. Было у неё немного сил… Александр Дольский |
***
1. а) Что общего у прочитанных тобой текстов? Назови одну черту.
б) Что различного? Назови одну черту.
2. а) Отметь знаком * словосочетания:
Исчезнувшая комета; планета вращается; движущийся метеор; падающая звезда; Земля пересекает.
б) подчеркни среди них то, которое обозначает несуществующее в природе явление, т.е. употребленное в тексте в переносном значении.
3. какой художественный прием положен в основу стихотворения А.Дольского? Выбери правильный ответ из предложенных:
а) сравнение; б) преувеличение; в) олицетворение; г) контраст.
Поясни свою точку зрения.
4. В стихотворении звезда готова выполнить желание героя.
а) почему ей это не удаётся?
б) назови 3 произведения, в которых волшебный герой выполняет желание другого героя. Укажи авторов этих произведений.
5. Что можно сказать о герое стихотворения: каким человеком ты его представляешь? Подчеркни в стихотворении строки, подтверждающие твою точку зрения.
6. Исключи «лишнее» слово, поясни своё решение:
а) меня, её, мне, вас; б) планета, межпланетный, планетарий, планету.
7. Определи орфограмму, общую для каждого ряда слов. Подчеркни её в словах. Допиши по два слова на эту же орфограмму.
- сердце, напрасно, звёздного; - частицы, мельчайшие, хочу;
- немножко, чтоб; - сгорают, бесчисленном, погасла.
Математика
1. Рассмотри рисунок. В 1986 году комета Галлея в последний раз находилась от Земли на наименьшем расстоянии. В каком году расстояние между Землёй и кометой Галлея снова должно стать наименьшим? (рис.1)
2. Три брата как то вечером отправились считать падающие звёзды. На вопрос, сколько звезд насчитал каждый из них, они ответили: «Вместе мы насчитали 42 падающие звезды. При этом средний брат насчитал в два раза меньше звезд, чем старший и младший вместе, а старший насчитал в три раза больше, чем младший». Сколько падающих звезд насчитал в тот вечер каждый из братьев?
3. Рассмотри рисунок. Из скольких треугольников состоит звезда? Какого вида эти треугольники (остроугольные, тупоугольные, прямоугольные, равнобедренные)?
Окружающий мир
1. а) Назови ближайшую к Земле звезду.
б) Перечисли признаки этой звезды, которые ты можешь наблюдать (в графе «Данные наблюдений)
в) Приведи научные данные, которые расходятся с твоими наблюдениями (в графе «Научные данные»)
Примечание: количество строк в таблице дано с избытком.
Данные наблюдений | Научные данные |
2.Мы видим свет солнца и свет луны. Можно ли сказать, что они светят собственным светом? Поясни.
3. а) Почему частицы комет не падают на землю? Подчеркни ответ в тексте.
б) Сделай вывод о роли атмосферы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий